Справочник первой помощи

 

Общие правила первой помощи

Первое правило может показаться странным и не вполне очевидным, но его следует понять и принять:

юридически вы никому не обязаны оказывать помощь. Кому-то плохо, с кем-то беда — все, что от вас требуется — сообщить о случившемся тем, для кого оказывать помощь обязанность и профессия.

Пройти мимо, якобы не заметить и не сообщить — это уже преступление, это вполне конкретная статья под названием «оставление в опасности», это повод к тому, чтобы сформулировать

второе правило: вы обязаны позвать на помощь.

Несколько слов о тех, к кому мы будем обращаться за помощью. Важно знать, что наши возможности не исчерпываются лишь телефонным звонком. Любой попавшийся вам на глаза милиционер, пожарный, спасатель или медработник юридически обязан оказывать помощь. Попался на глаза? Информируйте. Тем не менее вы не можете позволить себе просто позвонить и с чувством выполненного долга терпеливо дожидаться помощи? Вы лично хотите помочь? Замечательно! Но в таком случае вы должны отдавать себе отчет в том, что неотложная помощь начинается с получения информации. Не зная, как помочь, помочь не получится практически никогда. Более того, есть реальные шансы сделать хуже.

Отсюда третье правило: не знаете, как помочь — не помогайте. Ждите тех, кто знает. Вы так не можете, вам больно, стыдно и неловко ждать, проходить мимо, отворачиваться и не знать? Наверное, именно поэтому вы и читаете сейчас книгу о неотложной помощи… При оказании помощи очень важно, чтобы ваши действия не прибавили работы спасателям, чтобы, пытаясь спасти чью-то жизнь, вы не поставили под угрозу собственную.

Не надо:

! лезть в дым без противогаза;

! не умея плавать, спасать утопающего;

! хвататься за провода, находящиеся под напряжением;

! перевоспитывать агрессивного наркомана;

! ловить укусившую собаку; ! и т. д. и т. п.

Очевидное четвертое правило: оказывающий неотложную помощь должен, прежде всего, обеспечить собственную безопасность. Наличие у вас желания и возможностей для того, чтобы помочь, вовсе не означает, что вы можете приступать. Юридически пострадавший имеет право не захотеть, чтобы ему оказывали помощь или чтобы помощь оказывали именно вы.

Пятое правило: следует знать, когда оказание помощи требует получения разрешения и кто такое разрешение может дать. Когда и у кого надо спросить разрешения:

! если пострадавший в сознании, следует обратиться именно к нему: предложить помощь («Вам помочь?») и получить согласие;

! если пострадал ребенок, разрешение на проведение помощи дают его близкие — к ним и следует обращаться. Не надо спрашивать разрешения, если:

! пострадавший без сознания;

! пострадал ребенок, а его родственников рядом нет;

! имеет место попытка самоубийства.

Главный вывод из правила номер пять:

! вы всегда можете оказывать помощь собственному ребенку.

Признаки критической ситуации
Совсем плохо — это значит, возникли проблемы с важнейшими системами организма, это значит, ситуация критическая, это значит, под угрозой жизнь ребенка. Главные симптомы опасности:

! отсутствие сознания: » нет реакции на прикосновение; » нет реакции на громкое обращение;

! отсутствие дыхания: » нет дыхательных движений грудной клетки; » не слышно дыхания; » не удается ощутить дыхание ребенка своей щекой, поднесенной к носу и рту;

Правило СОС для оценки состояния дыхания

— СЛУШАЙ—ОЩУЩАЙ—СМОТРИ:

СЛУШАЙ дыхание ОЩУЩАЙ дыхание щекой

СМОТРИ, двигается или нет грудная клетка отсутствие кровообращения: » нет пульса на крупных артериях: Другие очень опасные симптомы:

! широкие, не реагирующие на свет (не суживающиеся при попадании света) зрачки;

! выраженная бледность и (или) синюшный оттенок кожных покровов.

Действие при обнаружении клеща
Обнаруженный на коже присосавшийся клещ подлежит удалению.

Следует знать, что клещи являются переносчиками целого ряда опасных инфекционных болезней, а вероятность заражения резко возрастает при раздавливании клеща. Исходя из этого, надлежит быть осторожными, чтобы в случае раздавливания частички клеща не попали в ранку, а также на руки и слизистые оболочки того, кто удаляет.

Следует знать: существуют лабораторные методы обследования, позволяющие ответить на вопрос, заражен клещ или нет. Особенностью упомянутых методов является то, что для диагностики необходим целый клещ, а не его оторванные фрагменты. рекомендации по удалению клеща:

! захватите клеща как можно ближе к головке, внедрившейся в кожу. Сделать это можно: » с помощью специальных устройств, продающихся в аптеках;

» пинцетом;

» клейкой лентой- скотч;

» ниткой (делается петля, и клещ затягивается как можно ближе к головке);

» пальцами (в резиновых перчатках или обернутые марлей);

! плавно потяните вверх; после извлечения тщательно промойте место укуса мыльной водой, высушите и обработайте любой спиртосодержащей жидкостью (5% раствор йода, спирт, водка, одеколон и т. п.).

Действия после удаления:
! если головка клеща осталась в коже, можно поступить с ней как с занозой , но можно обработать 5% раствором йода и не трогать (в течение нескольких дней она выйдет сама); ! тщательно мойте собственные руки после окончания манипуляций;
! отметьте на календаре день, когда все это произошло;
! позвоните вашему доктору и узнайте, какова в вашем регионе эпидемиологическая обстановка по заболеваемости клещевым энцефалитом — возможно, понадобится введение специального иммуноглобулина;
! обратитесь к врачу, если после удаления клеща появились: » признаки бактериального инфицирования (покраснение кожи, отечность, боль); » в диапазоне 3—30 дней на коже в месте укуса — округлые красноватые пятна;
» в течение двух месяцев — мышечные боли, общая слабость, повышение температуры тела.
Клещевой энцефалит — опасная вирусная инфекция, поражающая нервную систему. Переносчик вируса — клещи.
 Если речь идет не о вашем докторе и не о вашем регионе, получите эту информацию до предполагаемого путешествия. Округлые красные пятна (так называемая мигрирующая эритема) — первый симптом лайм-боррелиоза — инфекционного заболевания, вызываемого особыми микробами — боррелиями, переносчиком которых как раз и являются клещи.
Профилактика.
Укусы клещей » самое главное в опасных районах — правильная одежда при посещении леса: длинные брюки, длинные рукава, резинки на рукавах, рубашка в брюки, брюки в носки, носки в сапоги, шапка или капюшон, защищающие от попадания клещей за шиворот. » используйте репелленты. » Передвигаясь по тропинкам, старайтесь выбирать более или менее широкие, чтобы ноги не касались кустарников. » регулярно осматривайте тело и одежду. » Особо внимательный осмотр после возвращения домой; разденьте ребенка и обратите внимание на следующие места: вокруг ушей, в ушах, линия роста волос, под мышками, в пупке, в области талии, в паху и промежности, под коленками, между пальцами ног.
» в регионах, где имеется опасность клещевого энцефалита — своевременная (заблаговременная) вакцинация обязательна .
Действия при головной боли
Срочно нужен врач, если головная боль сочетается с:

! расстройством сознания и (или) речи;

! нарушением зрения, болью в глазах, светобоязнью; ! нарушением координации;

! рвотой;

! сыпью;

! болью в мышцах шеи;

! болью в ухе.

Неотложная помощь: ! в соответствии с универсальными принципами помощи при неотложной помощи

Ребенок в критическом состоянии, действия
Если Вы один:
! как можно громче позовите на помощь;
! убедитесь в собственной безопасности;
! начинайте реанимацию и проводите ее в течение 1 минуты;
! прервитесь для того, чтобы позвонить в службу спасения или службу скорой помощи;
! продолжайте реанимацию до прибытия медиков или спасателей.

 

Если Вы не один:
! одновременно звоните в службу спасения и начинайте реанимацию, убедившись в собственной безопасности;
! продолжайте реанимацию до прибытия медиков или спасателей;
! по возможности поддерживайте постоянную телефонную связь с диспетчером службы спасения, выполняйте инструкции, информируйте о развитии ситуации.
Помощь при утопление
Абсолютное большинство рекомендаций по оказанию неотложной помощи в качестве ключевого совета содержат требование:

спасатель должен прежде всего обеспечить собственную безопасность.

С этой позиции спасение утопающего — одно из наиболее рискованных действий для того, кто пытается быть спасателем. Не подготовленный физически и не владеющий специальными навыками спасения на воде человек может помочь лишь на мелководье, в детском бассейне, в ситуации, когда тонет маленький ребенок, т. е. тогда, когда для спасения надо протянуть руку, но не надо самому держаться на воде и куда-то плыть.

Никакая книга не подготовит вас физически и не научит технике спасения утопающих.

Внимание! Не уверены в своих силах, не чувствуете дна под ногами — кричите, зовите на помощь, но не умножайте своим энтузиазмом число тонущих! Если все-таки помогаете, старайтесь делать это, не заходя в воду, с использованием подручных (веревки, палки, надувные круги и т. п.) и плавающих (лодки, катера и т. п.) средств.

На этапе неотложной помощи не имеет никакого значения:

! какая вода (соленая, пресная, хлорированная);

! сколько лет спасаемому;

! какой цвет его кожи (бледный, синий);

! сколько времени он провел под водой (при том очевидном условии, что нет признаков биологической смерти). Неотложную помощь следует оказывать всем утонувшим до появления профессиональных спасателей.

И еще раз Первоочередная задача — извлечь из воды!

Если ребенок не подает признаков жизни:

! уложите его на спину;

! удалите мешающую одежду;

! приступите к сердечно-легочной реанимации  .

если пострадавший не подает признаков жизни, НЕ НАДО тратить время на попытки удаления воды из легких:

! укладывать пострадавшего животом вниз — на колено спасателя и т. д.;

! поднимать спасаемого за ноги;

! стучать ему по спине. Ни вы (прочитав), ни я (написав) не ошиблись: тратить время на попытки удаления воды из легких НЕ НАДО!

  • Воды в легких либо нет, либо мало (она всосалась в кровь), либо ее невозможно удалить вышеописанными способами. То небольшое количество воды, которое удалить все-таки можно, будет удалено при проведении массажа сердца в процессе реанимации.

Если у пострадавшего есть сознание / дыхание / кашель / движения конечностей / рвотные позывы или если что-либо из перечисленного появилось во время проводимой вами реанимации:

! предоставьте ребенку возможность занять положение, наиболее удобное именно ему, или уложите его в устойчивое положение на боку  ;

! ни на секунду не отходите от пострадавшего и не сводите с него глаз: состояние может ухудшиться и потребовать реанимационных мероприятий в любой момент;

! снимите мокрую одежду;

! интенсивно согрейте — не просто заверните в сухое, а используйте теплую одежду, одеяла, еще лучше (если окажутся под рукой) — электрогрелки, тепловентиляторы, фены и т. п. Если есть возможность, занесите ребенка в теплое помещение или положите возле костра;

! если ребенок в сознании (способен сидеть) и нет рвоты, желательно давать небольшими глотками теплое питье (вода, чай, компот).

Внимание! Каким бы благополучным на ваш взгляд ни было состояние ребенка, его в обязательном порядке следует доставить в стационар для врачебного наблюдения. После любого утопления резкое ухудшение состояния — скорее правило, нежели исключение!

Помощь при обмороке
Под потерей сознания мы имеем в виду ситуацию, при которой ре- бенок внезапно перестает реагировать на окружающее. Принци- пиальный момент: выраженных и видимых расстройств дыхания и кровообращения при этом, как правило, не возникает, но именно нарушения мозгового кровообращения и острая нехватка кислорода лежат в основе потери сознания. В русском языке для обозначения внезапного и кратковременного рас- стройства сознания используется слово обморок. Распространенный специальный термин с аналогичным значением — синкопе. Обмороку всегда что-то предшествует, но это «что-то» не всегда мо- жет быть видимым явлением. Легко объяснить обморок страхом или болью, но трудно связать его с нарушением ритма сердца или пони- жением уровня глюкозы в крови. тактика неотложных родительских действий при обмороке всегда одинакова, но последующая врачебная помощь во многом зависит от того, что привело к развитию обморочного состояния. В ожидании врача подумайте о том, что предшествовало обмороку. Что делали и где были вы? Что делал и где был ребенок? Проанализируйте его поведение, жалобы, просьбы, эмоции Причинами обморока могут быть: ! проблемы с сердцем и сосудами; ! боль; ! страх; ! истерические реакции; ! кашель; ! раздражение рефлексогенных зон (например, на шее); ! нехватка кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в горах); ! избыток кислорода, возникающий при учащенном дыхании; ! резкое изменение положения тела; ! перегрев и переохлаждение; ! и многое другое… Наиболее распространенными симптомами обморока являются блед- ность кожи и холодный пот. Симптомы, чаще всего непосредственно предшествующие обмороку: общая слабость, тошнота, ощущение сердцебиения, головокружение, «потемнение» в глазах, потеря равновесия. Главный способ лечения обморока — это пребывание ребенка в горизонтальном положении. Если ребенок теряет сознание на ваших глазах, прежде всего поддер- жите его, чтобы не ударился во время падения. Дальнейшие действия: ! положите на спину; ! слегка запрокиньте голову; ! приподнимите ноги на 30—60°, подложив под них свернутую одежду, подушку и т. п.; ! расстегните (снимите) одежду, если она способна помешать дыханию; ! по возможности обеспечьте приток свежего воздуха (откройте окно, организуйте сквозняк, используйте вентилятор, веер, газету и т. п.). если в течение 3 минут сознание не восстанавливается; ! если есть избыток слюны и (или) рвота (рвотные позывы); ! если дыхание затруднено — уложите ребенка в устойчивое положение на боку Обморок в большинстве случаев заканчивается еще до того, как вы успели обратиться за медицинской помощью. Тем не менее, даже если сознание восстановилось быстро и ребенок кажется вам совершенно здоровым, все равно проконсультируйтесь с врачом и до осмотра специалиста не спускайте с ребенка глаз. Не надо: ! кричать; ! бить по щекам; ! давать нюхать нашатырный спирт1; ! тормошить; ! брызгать воду на лицо. Обучайте детей тому, что при первых признаках слабости или головокружения следует немедленно лечь или хотя бы сесть: это убережет их от травм, связанных с падением! нашатырный спирт не нужен хотя бы потому, что при резком запрокидывании головы возможно повреждение и шеи, и затылка.